История художественной кисти

История художественной кисти

Кисти для живописи: разновидности и свойства.

Художественные кисти для живописи делятся на разновидности в зависимости от следующих свойств:

1. Форма кисти. 2. Размер кисти. 3. Названия и характеристики ворса. 4. Назначения кистей и особенности работы с ними.

1. Форма кисти.

В зависимости от формы, кисти делятся на 6 основных групп:

Круглые. Волос в металлическом капсюле цилиндрической формы.

Плоские. Форма кисти в виде лопаточки, капсюль спрессован с двух сторон.

Овальные. Это те же плоские кисти, но волос у них связан в пучок таким образом, что кончик кисти имеет не прямоугольную форму, а овальную.

С обычной длинной волоса.

С удлиненным волосом.

С укороченным волосом.

(О том, как влияет форма волоса кисти на форму самой кисти я писал здесь)

2. Размер кисти.

Ширина (диаметр) волосяного пучка кисти, а точнее её капсюля, измеряется в миллиметрах и соответствует своему номеру. Поэтому, чтобы было удобнее определять размер, все кисти нумеруются. Например, № 1 соответствует толщине в 1 мм. № 2 — двум миллиметрам и т. д.

3. Названия и характеристики волоса.

Кисти щетинные изготавливаются из свиной щетины. По форме бывают и плоские и круглые. Волос крупный, жёсткий. Идеально подходят для масляной живописи, где краска достаточно густая и требует соответствующей жёсткости кистей.

Кисти песчаниковые изготавливаются из волоса хвоста песчаника. По форме бывают только плоские. Волос очень мягкий, поэтому применяются для работы с гуашевыми, темперными или акварельными красками.

Кисти колонковые изготавливаются из волоса хвоста колонка. Обладают одновременно хорошей эластичностью и упругостью. Поэтому колонковые кисти очень ценятся. Но, упругость колонкового волоса значительно меньше, чем у свиной щетины. Поэтому, в масляной живописи колонковыми кистями прописывают мелкие детали. В живописи гуашью, темперой, акрилом и акварелью колонковые кисти ведут себя идеально.

Кисти медвежьи изготавливаются из волоса белого медведя. По форме их делают только плоскими. Волос мягче щетины, с хорошей эластичностью. Применяются в масляной, гуашевой, темперной, акриловой и акварельной живописи.

Кисти барсуковые изготавливаются из волоса хвоста барсука. По форме бывают только плоские. Волос этих кистей немного жестче песчаниковых.

Кисти из искусственного волоса обладают отличной упругостью и эластичностью. Упругость несколько выше, чем у колонковых кистей. Можно применять в работе с гуашью, темперой, акрилом. Также ими можно работать с масляными и акварельными красками. Но, для масляной живописи этим кистям не всегда хватает жесткости, а для акварельной — гигроскопичности (способности впитывать и удерживать влагу). При работе с масляными красками кончики таких кистей со временем могут кудрявиться, что неблагоприятно сказывается на их форме. В остальном, эти кисти великолепно справляются с различными задачами в живописи.

4. Назначения кистей и особенности работы с ними.

В живописи, художники чем только ни пользуются — и кистями, и мастихином, и протиркой тряпками, и процарапыванием какими-нибудь палочками… и даже пальцами (есть такое направление среди художников, когда пишут пальцами). Поэтому говорить о том, что у каждого вида кисти, строго своё предназначение нельзя. Однако, у кистей есть свои особенности.

Плоские кисти очень удобны. Они позволяют укладывать пастозную краску на плоскости холста. Ими можно писать крупные области широкими мазками, а можно торцом плоскости кисти проводить тончайшие линии. Уголком кисти можно прописывать мелкие детали. Как линия от плоского пера, мазок плоской кисти может принимать самые интересные формы.

Круглые кисти позволяют писать тонкие линии острым кончиком. Боковой стороной можно делать широкие мазки разнообразной формы.

Кистью можно укладывать краску мазками, можно писать широкие области картины непрерывными движениями. А жёсткие кисти позволяют еще укладывать краску протиркой полусухой краской, когда основа картины просвечивает сквозь красочный слой.

Среди художественных кистей, есть кисти с особо длинным волосом. Они применяются для прорисовки длинных или изогнутых линий, например в хохломской росписи. Такие кисти вмещают в себя много краски, которой хватает, чтобы без отрыва от плоскости проводить длинные мазки или линии.

В заключении, хочу сказать, что кисти это замечательный инструмент, которым художник может виртуозно работать. В принципе, даже самой некачественной кистью можно создать интересное произведение искусства. Но, насколько же приятнее и эффективнее работать хорошим инструментом!

Кисть плоская из щетины Кисть плоская из искусственного волоса Кисть овальная Кисть круглая из щетины Кисть круглая из искусственного волоса Кисть круглая из волоса колонка Кисть круглая из волоса колонка, смоченная в воде Кисть круглая из беличьего волоса

History Brush (Кисть истории) и Art History Brush (художественная кисть истории)

Данные инструменты редактирования находятся в одной группе и вызываются с помо- щью клавиши Y. Если кратко, то они «рисуют» любым промежуточным состоянием изобра- жения, которое можно «достать» из палитры History (История). К сожалению, говорить об этих инструментах бессмысленно без исследования этой самой палитры History (История). Мы ее еще не изучали, поэтому предлагаем восполнить наш постыдный пробел в образова- нии.

Загадки палитры History (история)

На палитре History (История) все операции, которые пользователь проделал с докумен- том, сохраняются в виде последовательного списка. По умолчанию длина этого списка равна 20 операциям, но ее можно менять по своему желанию. Для этого с помощью команды Edit

→ Preferences → General (Правка → Установки → Основные) нужно вызвать меню настроек, найти на вкладке Performance (Эффективность) пункт History States (Шаги истории) и поме- нять цифру 20 на любую другую. Помните при этом, что увеличение значения приведет к дополнительной нагрузке на ресурсы компьютера.

Чем может быть полезна палитра History (История) (рис. 8.12)? Во-первых, с ее помо- щью можно освежить в памяти, что вы совершали с изображением. Во-вторых (и это самое важное), можете отменить одно или несколько действий. Для этого найдите в списке дей- ствий то, к которому вы хотите вернуться, и щелкните на нем. Все нижеследующее тут же отменится.

Рис. 8.12. Палитра History (История)

В тему

Чтобы отменить только последнее действие, в редакторе Photoshop (как и во многих других) есть команда Edit → Undo (Правка → Отменить)

или аналогичная ей комбинация клавиш Ctrl+Z. Двукратное (подряд) применение этой команды отменит отмену.

Теперь выясним, что интересного есть на палитре History (История).

1. Список совершенных действий. Состояние изображения в каждом пункте называ- ется кадром, то есть всю нижнюю часть палитры занимает список кадров. В каждом вы можете видеть значок инструмента или выполненного действия, а также его название. Спи- сок кадров обычно начинается командой Open (Открыть) или New (Новый).

Как мы уже говорили, чтобы отменить несколько последних действий, нужно щелк- нуть кнопкой мыши на нужном вам кадре. Однако и после этого можно все «вернуть как было», щелкнув на более низком кадре, но – обратите внимание! – до того, как вы сделали еще что-нибудь.

Так как размер списка фиксированный (по умолчанию 20 кадров), то после двадца- той команды из списка начнут исчезать первые кадры, то есть к ним возврата уже не будет. Чтобы сохранять особенно важные состояния вашей работы, используются так называемые Snapshots (Снимки).

2. Snapshots (Снимки). По умолчанию здесь располагается всего один снимок, соот- ветствующий изображению до редактирования.

3. Изображение инструмента History Brush (Кисть истории). Располагается рядом с одним из снимков (по умолчанию самым первым). Это значит, что при активизации инстру- мента History Brush (Кисть истории) он будет рисовать именно данным состоянием, зафикси- рованным в данном снимке. Вы можете переместить этот значок к любому другому снимку или кадру.

Читать еще: Почему правая рука немеет в кисти

4. Create new document from current state (Создать новый документ из текущего изобра- жения). Эта кнопка может пригодиться, если вам нужно сохранить в отдельном файле теку- щее состояние изображения.

5. Create new snapshot (Создать новый снимок). Эта кнопка делает снимок из выделен- ного с помощью мыши кадра.

6. Delete current state (Удалить текущее состояние). Удаляет выделенный кадр, вместе со всеми нижеследующими, естественно.

В меню палитры, которое вызывается кнопкой

расположилось несколько полезных команд.

• Step Forward (Шаг вперед). Эту же команду вы можете найти и в меню Edit (Правка). Она активна, если вы уже путешествовали назад по списку кадров. С ее помощью вы пере- меститесь на шаг вперед. Комбинация клавиш – Shift+Ctrl+Z.

• Step Backward (Шаг назад). Она есть и в меню Edit (Правка). Возвращает изображе- ние на одно действие назад. Необходимо отличать ее от команды Edit → Undo (Правка → Отменить), которая при двойном использовании отменяет отмену. Команда же Step Backward (Шаг назад) постоянно отменяет текущее последнее действие. Сочетание клавиш – Alt+Ctrl

• New Snapshot (Новый снимок). Создает новый снимок на основе выделенного кадра.

• Delete (Удалить). Удаляет выделенный кадр или снимок.

• Clear History (Очистить историю). Полностью удаляет список истории.

• New Document (Новый документ). Сохраняет выделенное в списке состояние изобра- жения в отдельном файле.

• History Options (Параметры истории). Настраивает некоторые параметры палитры (например, чтобы программа, начиная работать с изображением, автоматически создавала его снимок).

Теперь мы с чистой совестью можем приступить к изучению инструментов.

History Brush (Кисть истории)

Как вы уже наверняка догадались, инструмент History Brush (Кисть истории)

рисует тем состоянием изображения, которое соответствует выбранному вами кадру или снимку. Этот инструмент приводит к весьма любопытным результатам.

Панель параметров инструмента History Brush (Кисть истории) ничем не отличается от панели параметров инструмента Brush (Кисть) (см. рис. 7.2), поэтому отдельно изучать ее нет смысла.

Art History Brush (художественная кисть истории)

Инструмент Art History Brush (Художественная кисть истории)

работает точно так же, как и History Brush (Кисть истории), но подходит к делу более творчески, добавляя всякие художественные эффекты. В чем-то он напоминает инструменты Smudge (Палец) и Blur (Размытие). Форма и размеры мазков настраиваются с помощью спе- циальных параметров (рис. 8.13).

Рис. 8.13. Параметры инструмента Art History Brush (Художественная кисть истории) Мы рассмотрим те из них, с которыми пока не встречались.

• Style (Стиль) определяет тип мазков: их размер и форму.

• Area (Область) определяет размер области, по которой пройдется кисть.

• Tolerance (Допуск) задает поле, ограничивающее действие кисти. При высоких зна- чениях кисть рисует только в тех областях, которые сильно отличаются по цвету от состо- яния изображения, взятого за основу с палитры History (История). При низких значениях рисовать можно практически по всему изображению.

С инструментами рисования и редактирования мы познакомились. Переходим на дру- гой уровень. Но уже не здесь, а в следующем уроке, разумеется.

Источник: Юрий Анатольевич Гурский Геннадий Геннадьевич Кондратьев, Фотоприколы с помощью Photoshop: Питер; Санкт-Петербург; 2010

Инструмент Историческая кисть

Инструмент Историческая (Архивная) кисть (History Brush) входит в число несложных, но очень полезных инструментов Фотошоп. В самом названии инструмента уже заложен намек на то, что мы будем иметь дело с чем-то прошедшим.

Инструмент Историческая кисть (History Brush) позволяет вернуться к любому состоянию текущего документа, сохраненного в палитре История (History). Предположим, что Вы провели целый ряд изменений в изображении и Вам необходимо вернуть маленький фрагмент в исходный вид. В этом случае нет необходимости менять всё изображение, достаточно использовать Историческую кисть (History Brush), чтобы отменить исправления выборочно, возвращаясь к предыдущему состоянию по своему желанию.

Панель инструментов.

Инструмент Историческая кисть (History Brush) можно активировать через панель инструментов, кликнув на иконке инструмента, либо с помощью клавиши быстрого вызова (Y). Под одной кнопкой с инструментом Историческая кисть (History Brush) расположен инструмент Художественная историческая кисть (Art History Brush). К этому инструменту мы ещё вернёмся позже. Чтобы переключиться между двумя инструментами, достаточно кликнуть правой клавишей мышки на иконке и выбрать нужный, либо с помощью сочетания клавиш Shift + Y.

Панель настроек инструмента.

Давайте ознакомимся с настройками инструмента Историческая кисть (History Brush).

1 . Выбор формы, размера и жёсткости кисти.

2 . Включение / выключение панели настроек кисти.

3 . Режим (Mode). Изменение режима наложения пикселов.

4 . Непрозрачность (Opacity). Непрозрачность накладываемого изображения.

5 . Управление непрозрачностью кисти с помощью графического планшета.

6 . Нажим (Flow). Настройка интенсивности нажима кисти.

7 . Аэрограф (Airbrush Capabilities). Придаёт кисти свойства аэрографа.

8 . Управляет размером кисти с помощью графического планшета.

Вот, собственно и все настройки инструмента Историческая кисть (History Brush). Теперь, как я и обещал выше, несколько слов о инструменте Художественная историческая кисть (Art History Brush).

Художественная историческая кисть (Art History Brush).

Инструмент Художественная историческая кисть (Art History Brush) работает по тому же принципу, что и Историческая кисть (History Brush), но позволяет применять различные художественные эффекты к изображению. Этот инструмент предоставляет в Ваше распоряжение целое меню мазков разнообразных типов. Экспериментируя с различными параметрами Стиля (Style), Диаметра (Area) и Допуска (Tolerance), можно имитировать текстуру рисования различными цветами и в различных художественных стилях.

1 . Стиль (Style). Выбор формы наносимых кистью мазков.

2 . Диаметр (Area). Значение, определяющее на какую область будет влиять мазок кистью. Чем больше это значение, тем на большее количество пикселей будет влиять инструмент.

3 . Допуск (Tolerance). Низкое значение допуска позволяет наносить штрихи без ограничений в любом месте изображения. Высокое значение допуска ограничивает возможность нанесения штрихов областями, которые значительно отличаются по цвету от переднего плана.

Инструмент Художественная историческая кисть (Art History Brush) на практике применяется очень редко.

Историческая кисть и палитра История.

Взгляните на палитру История (History) и увидите слева от миниатюры открытого изображения значок инструмента Историческая кисть (History Brush) (чтобы открыть панель История (History), выберите команду Окно (Window) > История (History)). Наличие этого значка указывает с какого состояния документа будет происходить восстановление, при использовании инструмента Историческая кисть (History Brush).

Слева от каждого последующего шага находится пустой квадратик. Кликнув на квадратике, напротив имени желаемого состояния, появляется значок Исторической кисти (History Brush). В этом случае восстановление определенных участков изображения будет происходить из состояния документа до этого шага.

Примечание: историческая кисть перестаёт работать после изменения размера изображения.

На этом я завершаю обзор данного инструмента. Желаю успехов!

9.16. Art History Brush (Художественная кисть истории)

9.16. Art History Brush (Художественная кисть истории)

является производным от History Brush (Кисть истории). Выполняет он примерно то же – перерисовывает с указанного кадра, но делает это по-другому. Art History Brush (Художественная кисть истории), взяв за основу оригинальное изображение, наносит большое количество достаточно сложных мазков. Обычно результат Art History Brush (Художественная кисть истории) напоминает самые смелые импрессионистские работы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

Софтерра: Кисть фотографа

Софтерра: Кисть фотографа Автор: Алексей КлимовТворчество — процесс преимущественно подсознательный — алгоритмизируется плохо и в лабораторных условиях воспроизводится через раз. Другое дело — профессиональное мастерство, которому обучают, как ремеслу, шаг за шагом,

Читать еще: Флейцевая кисть синтетика

Вкладки Info (Информация), History (История), Effects (Эффекты)

Вкладки Info (Информация), History (История), Effects (Эффекты) В левой нижней части окна программы Premiere Pro расположено окно с тремя вкладками (рис. 1.7): Рис. 1.7. Окно с вкладками Info (Информация), History (История), Effects (Эффекты)• Info (Информация) отображает информацию о выделенном клипе,

Работа с типами Brush

Работа с типами Brush Типы, производные от System.Drawing.Brush, используются для заполнения имеющегося региона заданным цветом, узором или изображением. Сам класс Brush является абстрактным типом, поэтому он не позволяет создать соответствующий экземпляр непосредственно. Однако Brush

Палитра History (История)

Палитра History (История) Как уже было сказано, по умолчанию Adobe Photoshop хранит 20 копий изображения, и мы можем отменить 20 последних действий. Это можно выполнить через меню (см. ниже), однако при таком количестве действий ориентироваться «по памяти» будет трудно и следует

Глава 3 Художественная

Глава 3 Художественная C помощью примитивов можно создать огромное количество различных объектов, но иногда при построении нестандартных форм они не могут помочь. Тогда на помощь приходят сплайны. Это стандартные двухмерные геометрические фигуры, такие как

Панель History (История)

Панель History (История) Панель History (История) появляется при нажатии на первую кнопку меню вызова дополнительных панелей (рис. 4.7). Она отражает последовательность всех действий по редактированию изображения и позволяет отменять любую совокупность их, совершенную

Объект history

Объект history Объект history представляет интерфейс к списку истории Web-обозревателя, т.е. списку всех Web-страниц, просмотренных пользователем в течение времени, указанного в настройках.Свойства объекта historycurrentВозвращает интернет-адрес документа, загруженного в настоящее

«Световая кисть»

«Световая кисть» Слово «фотография» означает «рисование светом». Техника рисования светом «светопись» позволяет фотохудожнику реализовать творческие идеи. Световая кисть дает возможность рисовать самому и добиваться очень красивых композиций. Принцип использования

Класс Brush

Класс Brush Класс Brush является абстрактным классом для создания кистей, с помощью которых можно рисовать фигуры и текст на графической поверхности. Библиотека .NET Compact Framework поддерживает классы SolidBrush и TextureBrush. К сожалению, класс LinearGradientBrush, позволяющий рисовать красивые

Инструмент Кисть

Инструмент Кисть Инструмент Кисть работает и настраивается аналогично Карандашу. Разница заключается в том, что след от Кисти будет меняться в зависимости от силы нажатия маркером на доску и от длины штрихов. Данный инструмент имитирует работу

Объект History

Объект History Объект History является частью объекта Window. Он содержит информацию о посещенных пользователем веб-страницах за текущий сеанс путешествия по Сети. Эти URL-адреса можно загружать снова, то есть передвигаться по истории посещений. Основной целью объекта History является

9.1. Инструмент Brush (Кисть)

9.1. Инструмент Brush (Кисть) Brush (Кисть) – один из наиболее используемых инструментов. Способ его применения настолько прост, что понятен даже ребенку: води себе кистью и наблюдай за полученным результатом. Однако все так просто лишь на первый взгляд. Благодаря большому

9.15. Инструмент History Brush (Кисть истории) и палитра History (История)

9.15. Инструмент History Brush (Кисть истории) и палитра History (История) Инструмент History Brush (Кисть истории) представляет собой некое подобие Clone Stamp (Штамп), которым можно рисовать из любого пункта палитры History (История). Так как мы еще не говорили о данной палитре, а она является

9.17. Spot Healing Brush (Точечная лечащая кисть)

9.17. Spot Healing Brush (Точечная лечащая кисть) Этот инструмент позволяет быстро удалять пятна и другие недостатки с фотографий. Он работает приблизительно как Healing Brush (Лечащая кисть): рисует схожими пикселами изображения или узором и подбирает текстуру, освещение, прозрачность

9.18. Healing Brush (Лечащая кисть)

9.18. Healing Brush (Лечащая кисть) Представляет собой инструмент созданный на основе Clone Stamp (Штамп) и предназначенный в основном для работ, так или иначе связанных с фотомонтажом.Healing Brush (Лечащая кисть) дает возможность копировать новые пикселы, взяв за основу либо изображение

Художественные кисти: форма кисти и материал

Данная тема посвящена разным типам кистей, в частности формам пучков.

Первоначально рассмотрим части, из которых состоит кисточка. Выделяют три части (за исключением сборных кистей):

  • пучки;
  • кольца для обжима (гильзы или обоймы);
  • ручки.

Формы

Форма не зависит от ворса. Пучки имеют две главные формы, обусловленные обоймой, в результате чего получают цилиндрическую (то есть круглую), а также плоскую кисточки.

Круглая кисть

Ее пучок обжимает круглая обойма. Существует большое количество таких кисточек. Они предназначаются для работ разных масштабов. В целом они бывают заливочными и шрифтовыми, а также лайнерами и инструментами для миниатюрных работ.

Что касается круглых кисточек для утонченных работ, то они имеют короткий либо средний ворс. Они задействуются для скрупулезных и тонких работ. Этими кистями можно сделать тоненькую линию и поставить малейшую точку.

Толстая округлая кисточка с мягким ворсом – заливочная. Она заливает большое пространство колером, а также выполняет базовые мазки в акварели.

Закругленная, тоненькая кисть с удлиненным ворсом – шрифтовая. Она хорошо впитывает краску и туш. Благодаря ей проводят аккуратные тончайшие линии.

Лайнеры – это кисти особые, используемые для пинстрайпинга. Их применяют в аэрографии. Ими подчеркивают разные контуры, а также проводят длинные линии с одинаковой шириной. Ворс кисти достигает 15 см. Он берется из канадской и аляскинской белок.

Плоская кисть

Пучок ее ворса обжимает плоская обойма. Эта кисть – контурная. Она используется для наведения контуров и подмалевки.

Плоская крупная кисть с удлиненным ворсом – одноштриховая. Она способна удержать столько краски, чтобы можно было совершить один длинный мазок.

Она получила название филенчатой кисточки. Вид работы дал ей такое название. Настенную роспись также называют «филенкой».

Узкая длинная цветная полоска, которая отделяет области, окрашена в разный цвет.

Овальная (полукруглая) кисть

Пучок этой кисти обжимает округлая обойма, в дальнейшем сплюснутая. Если хорошо присмотреться, то видно, что обойма не совсем плоская. Овальная сочетает особенности круглой и плоской кисточек. Она является чем-то средним между ними.

Кошачий язык

Плоская кисточка отличается пучком с округлой формой, к тому же он очень тонкий. Она создает размытые края у предметов. В основном для нее используют щетину и искусственный ворс.

Скошенная кисть

Это плоская кисточка с пучком, срезанным под углом (ретушная кисть). Обычно дизайнеры создают такими кистями наброски. Благодаря своей форме кисточка может очерчивать любые острые углы и делать четкие линии.

Каллиграфическая (восточная) кисть

Данный инструмент применяют в каллиграфии и традиционной японской живописи. Поэтому пучки этих кистей обжимает закругленная обойма. Зачастую она делается с козьим ворсом (либо любым мягким). По длине ворс бывает средний и длинный. Кончик у кисточки разных размеров, тонкий и острый.

Веерная кисть

Ее пучок зажат в обойму специальной формы, расплющивающей его. Он напоминает веер. Дизайнеры этими кистями декорируют и создают разные эффекты.

Флейцевая кисть

Это достаточно крупная кисточка шириной 2-3 см и даже больше. Ее пучок удерживает прямоугольная обойма, в результате чего он становится плотным и прямоугольным.

Данные кисти известны под названием «Макловица».

Примечательно, что в живописи эти кисточки являются вспомогательными, они задействуются для растушевки и нанесения слоя краски. Обычно их применяют для выполнения декоративных и отделочных работ. В качестве ворса используется щетина либо же синтетика.

Читать еще: Кисти для нанесения тонального крема отзывы

Материал обжимного кольца (обойма)

Для изготовления обжимного кольца используют нержавеющую сталь. Обойма является бесшовной, ее делают цельнотянутым способом. Работы для отделки обоймы следующие: никелировка, хромирование, золочение, покраска. Обойма встречается разных оттенков: серебряного, черного, золотого, фиолетового, синего и пр.

Обоймы завернутых типов имеют шов. Для их изготовления используют стальные полосы. А специальный автомат их сворачивает и обжимает пучки. Эти обоймы уже не применяют, теперь производят бесшовные.

Пластиковые, как и прорезиненные, обоймы можно встретить на специальных кистях, которыми выполняют не длительную работу.

Ручка

Ручки могут быть длинными или же короткими. Кисточки с ручками первого вида задействуются для работы на мольбертах. Чаще всего художники пишут с расстояния. Они оценивают и видят целую картину.

А кисточки с короткими ручками применяют для рисования на горизонтальной поверхности, декора и росписи, а также миниатюр.

Ручка кисти, как правило, деревянная либо пластиковая. Последняя не очень приятная на ощупь, от нее устает рука.

Существуют гелиевые акриловые ручки. Как правило, они прозрачны и на ощупь более приятные, увесистые. Кистью с такой ручкой удобно работать.

Спасибо за ваше внимание! Желаем вдохновения и творческих взлетов!

Разновидности кистей: какую кисточку купить, для чего нужны разные кисти? Часть 1.

“Хорошие материалы и инструменты – полработы” – любил говорить мой папа и всегда делился самыми свежими и качественными красками, кистями и карандашами. Это золотое правило я усвоила на всю жизнь, ведь, действительно, чем попало хорошую картину не нарисуешь.

А кисти для живописца – наиважнейший инструмент. И дело даже не в качестве кисти для живописи, хотя оно немаловажно (ворс должен быть аккуратно подобран и не острижен, ручка удобная и в меру длинная, стальная перемычка прочная, не ржавеющая, крепко держащаяся на черенке и не выпускающая ворс). Самое главное при выборе кисточки – понять, для чего и какую именно кисть покупать и использовать. А вариантов множество. Давайте рассмотрим основные виды кистей для живописи.

По материалу ворса кисти бывают натуральные или искусственные. Натуральные изготавливаются из щетины и шерсти животных, искусственные – синтетическое волокно разных видов. Натуральные кисти так и называются по видам животных, шерсть и волосы которых использовались – белка, колонок, пони и т. д.

Натуральные кисти.

* Беличьи кисти – изготавливаются, соответственно, из меха белки. Кисти очень мягкие, хорошо впитывающие и удерживающие воду. Они идеальны для рисования акварелью – могут выполнять разнообразные приёмы живописи акварелью (заливка, отмывка, лессировка и т. д.). При правильном щадящем использовании и бережном хранении достаточно долговечны. Эти кисти не подходят для живописи маслом, акрилом, гуашью (любыми кроющими густыми красками)! Во-первых, при нанесении толстых слоёв краски кисть сильно изнашивается и разрушает структуру волосяного пучка (писать ей будет всё хуже и неудобнее с каждой последующей работой). Во-вторых – в классической мазковой живописи важна ещё и фактура мазка и его густота, а кисть из белки, из-за своей мягкости, этого мазка не даёт. Вам будет просто неудобно намешивать краску и, тем более, накладывать её на холст.

* Колонковые кисти – делают из меха животного семейства куниц. Они не такие нежные, как беличьи, но тоже прекрасно удерживают влагу и мягкие. Кисти из колонка не так сильно изнашиваются, как беличьи (помимо акварели их часто применяют и в живописи гуашью, но лишь фрагментарно). Колонковые кисти значительно дороже беличьих, поэтому используются в основном профессиональными художниками и студентами. Основное их положительное качество – упругость.

* Кисти из козы – хороший вариант кисти для рисования акрилом. Ворс в меру жёсткий, даёт красивый, немного фактурный мазок при наложении краски пастозно. Отлично подойдут козьи кисти для детского творчества – они практичны, не аллергичны и дёшевы. Они хорошо подходят для работы акрилом, гуашью, клеевыми красками. Для масла и темперы эти кисти мягковаты и слишком пушисты, а для акварели грубы. Кисти хорошо моются тёплой водой с мылом, слабо изнашиваются и не деформируются. Их недостаток – ворс направлен в стороны от середины пучка, поэтому мелкие тонкие детали ими нарисовать сложно.

* Кисти из пони – хорошая альтернатива беличьим и колонковым кистям по цене (пони дешевле). Начинающие художники не почувствуют особой разницы, покупая кисть из пони вместо беличьей, поэтому начать заниматься акварелью можно с них. В целом, пони не такая пластичная кисть, как белка или колонок, чуть хуже “отдаёт” воду бумаге. Но в этом есть своя прелесть (я, например, люблю в начале работы над акварельным этюдом использовать кисть из пони, а завершать работу – беличьей кистью).

* Кисти из меха барсука – очень похожа на другие кисти из мягкой шерсти. Она подходит только для акварели и для мелких деталей в гуаши.

* Кисти из шерсти соболя – также подходят для работы водорастворимыми жидкими красками – акварелью, жидкой гуашью. Кисти достаточно дороги, поэтому редко используются в обучении рисованию. Профессиональные художники ценят их за возможность рисовать линией, проводя которую можно регулировать и нажим и направление мазка одновременно. Как правило, в этих кистях очень качественный подбор волосков друг к другу по длине, направлению, толщине – это даёт возможность прописывать как крупные участки, так и мелкие тонкие детали одной и той же кистью (качественная белка это тоже может). В целом, соболь обладает качествами колонка и белки одновременно, этим и ценен.

* Щетинные кисти – делаются из свиной щетины разной жёсткости. Это кисти для живописи маслом, темперой и акрилом. Мягкая щетина отлична для рисования гуашью. Такие кисти могут легко набрать краску с палитры и положить на холст плотный, жирный, укрывистый мазок. Также ими можно работать в технике затирки или “сухая кисть”. В отличие от синтетики, щетинные кисти позволяют неоднородно смешивать цвета, что придаёт этюду особую живописность. Они прекрасно отмываются и обладают повышенной износостойкостью. Мазок краски, положенный щетинной кистью рельефен и красив – на его поверхности остаются тонкие бороздки от ворсинок. Кисти достаточно дёшевы и удобны в использовании.

Искусственные кисти.

* Синтетические кисти – применяются для живописи маслом и акрилом (для масла подходят не все синтетические кисти и не для каждого конкретного случая). В отличие от щетины, синтетическая кисть более мягкая и упругая, причём упругая по всей поверхности пучка. Это мешает намешивать густую масляную краску, мазок такой кисти не даёт фактуры (он гладкий и тонкий), что для масляной живописи не очень хорошо. Можно писать синтетическими кистями гуашью – они прекрасно моются и почти не изнашиваются. Из минусов – при живописи маслом, краска забивается под металлический цоколь и затвердевает. Это деформирует направление ворса (кисть приобретает вид растопыренной метёлки). Мыть такие кисти нужно тщательнее, чем щетинные, так как они плохо выпускают краску и разбавитель. Деформированную от ненадлежащего ухода синтетическую кисть исправить невозможно. Замачивая в разбавителе кисть с засохшей на ней краской, можно добиться расширения ворса у основания и скатки краски по ворсу отдельными мелкими пучками, но не полного очищения.

Зато такие кисти идеальны для покрытия картины лаком и для тонких прозрачных лессировок поверх основного слоя в масле. Хорошо применимы в рисовании акрилом. Подходят для размытия светлых участков в акварели.