Кисть
656 0

Символ виноградная кисть

Символ виноградная кисть

Сообщество для Наблюдательных Граждан

Ср, 7 июн, 2006, 13:55toten_gurke: Виноградная лоза

Москва, станция метро Новокузнецкая.Эта станция Замоскворецкой линии была открыта в 1943 году. Авторы проекта: И. Г. Таранов, Н. А. БыковаСкульпторы: Н. В. Томский, А. Е. Зеленский, С. М. Рабинович, Н. М. ШтаммХудожник: А. А. Дейнека Обратите ваше внимание на скамейки, расположенные в вестибюле станции. В оформлении некоторых из них использованавиноградная лоза.

ВИНОГРАД (лоза, гроздь, листья)– один из древнейших символов плодородия и изобилия, а также жизненной силы и жизнерадостности, употреблявшийся народами древнейших государств Средиземноморья и Ближнего Востока.

В библейской символике виноградная лоза – символ народа, нации.Это сравнение шло от конкретных фактов и представлений: в Палестине существовали лозы, имеющие до 0, 5 м в диаметре и высотой (длиной) с 10-этажный дом. Гроздь таких лоз весила обычно 5-6 кг, а виноградины достигали величины сливы и сидели плотно в грозди, а грозди – плотно на ветвях лоз. Одна такая лоза кормила всю семью, род.Одновременно виноградная лоза быласимволом оседлости,и жить под своей виноградной лозой считалось символом домашнего уюта и обеспеченной жизни.

Христианствоперенесло в свою символику и переосмыслило эти древнейшие символические значения лозы, ибо действовало первоначально в том же самом эллинистическом регионе.Виноградная лоза в Евангелии символизирует все христианство,всю совокупность верующих,виноградная гроздь – последователей Христа, часто ближайших последователей Христа.

В античное время изображение виноградной лозы входило в число составных частей рога изобилия как эмблемы плодородия, авенок из виноградных листьев был эмблемой Диониса (Вакха).Не только в Малой Азии, но и на Среднем Востоке, на Черноморье и в Закавказье виноград всегда служил эмблемой плодородия и жизни.Похлебкин В.В.Словарь международной символики и эмблематики.

Виноградная лозаявляется символом урожая иосеннего времени года.Ягоды винограда также используются как символ плодородия. Лоза имеет большое значение виудейской культуреи может часто использоваться какдекоративный элемент в синагогах,где двенадцать гроздей винограда символизируютдвенадцать израильских племен.В раннемхристианствелоза символизировала Иисуса Христа, ветки – его учеников, а ягоды – вино/кровь Иисуса.Сандра Форти.Символы. Энциклопедия.

Внимание также привлекает один из барельефов, расположенных над скамейками. На лезвиях четырех топоров, входящих в состав композиции, выдавлены четыресимметричных (равноосевых) креста.Возможно, это всего лишь следы крепления барельефа к стене. (Но на других барельефах, где топоры в композиции отсутствовали, следов крепления обнаружить не удалось). Тем не менее, данный вид креста в европейской символике известен какгреческий крест

Греческий крест.Все четыре оси греческого креста – одной длины. Это один из простейших символов, который с древнейших времен использовался для обозначения различных понятий. В Древней Греции он олицетворял четыре стихии: землю, воздух, огонь и воду. На Среднем Востоке этот же символ использовался для обозначения четырех основных направлений – севера, юга, востока и запада – и четырех ветров. Он также использовался в буддизме для обозначения двух пересекающихся ударов молнии, которые олицетворяли силу мудрости Будды; он называется вишра ваджра (visra vajra) и обозначает буддистские ритуальные предметы. В мифологии ацтеков такой крест олицетворяет место встречи или пересечение дорог, посвященных богу Якатекутли («Владыка, указующий пути»).Сандра Форти.Символы. Энциклопедия.

Символ виноградная кисть

Войти

Виноград

Любовь Лесохина.Натюрморт.В мифологии древних вино часто ассоциируется с кровью. Египтяне, например, верили, что виноград наливается соком, забирая кровь у мертвых, захороненных в земле. Плутарх писал о египетских жрецах Амона в Гелиополисе следующее: «Проливая вино на алтарь, они представляли его как кровь своих врагов». Вино играло роль жертвенной крови и в ритуалах орфеотелестов (жрецов-орфиков).

Читать еще: Костей в кисти человека

Любовь Лесохина.Натюрморт.В египетской мифологии богом-покровителем виноградной лозы, олицетворявшей изобилие, богатство, довольство и веселье,выступает Шаи, в греческой — Дионис, в римской — Бахус или Вакх. В библейских мифах лоза предстает уни-версальной эмблемой земных плодов, символом Земли Обетованной и знаком богоизбранного народа.

Лоза и виноградные гроздья символизируют также компоненты причастия — хлеб и вино, тело и кровь Христовы. В ветхозаветной традиции виноградная лоза представляла евреев в качестве богоизбранного народа. Наряду с фиговым деревом виноградная лоза — растительный символ мира и достатка. Если виноград — символ жизни, то изюм — смерти.

Елена Флёрова.Натюрморт.

Символика изюма как засохших виноградных ягод непременно использовалась при погребальных обрядах. В светском искусстве гроздья винограда являются атрибутом Бахуса и персонификацией Осени. Они служат знаком сентября. Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.

Елена Флёрова.Натюрморт.

Любовь Лесохина.Венецианский бокал с красным виноградомВиноградСимвол мудрости (in vino veritas). Гроздь винограда – атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие.

Edward Ladell 1859Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда. Иногда листьями винограда прикрывают половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Виноградная лоза символизирует также упоение, гостеприимство, оргии, кипящую жизнью молодость.

Хем Ян Давидс де (Jan Davidsz de Heem)(1606-1684)В религии народов древнего Востока вино знаменовало божественное благословение, а в греческом культе Диониса оно служило символом мистического союза с этим богом.

Влад Попов.1998.Такое же единение человека с богом наблюдается и в христианской традиции, где вино символизирует кровь Христову. Смысл церковного таинства евхаристии (причащения) раскрывается в следующем высказывании Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56). А вот в исламе отношение к вину совсем иное. Пророк Мухаммед запретил своим последователям пить вино, поэтому у мусульман оно является одним из символов греха.

Елена Флёрова.Венеция.

Олег Омельченко.2008.В Ветхом Завете виноградная лоза, принесенная посланцами Моисея из земли Ханаанской, была символом Земли Обетованной.В Новом Завете она поэтому также служит символом рая, земли, обетованной тем, кто причащается Телу и Крови Христовым, — членам Церкви. Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета, продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением.

Любовь Лесохина.Птицы и фрукты.Виноград является также символом многочисленного потомства. На брачном контракте – «кетубе» – часто помещают изображение виноградной кисти исходя из следующей строки псалма: «Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная…» («Теилим», 128:3).

Ольга Акаси.Натюрморт.

Вино и вода, как солнечный и лунный символы, символизируют две великих силы вселенной – огонь и воду, а также слияние божественной и человеческой природы, или божественность, незримо слитую с человечностью.

Вино и хлеб – гармоничный результат человеческого труда и умений в области сельского хозяйства. Вино как мужское начало и хлеб как женское символизируют соединение жидкого и твердого, божественного и человеческого. Вино – это божественный экстаз, а хлеб – доступное взору проявление духа, который умирает и вновь возрождается. Выливание вина на землю олицетворяет возлияние хтоническим силам, а во время похоронных ритуалов – мертвым.

Читать еще: Как работает точечная восстанавливающая кисть в фотошопе

Татьяна Горбатенькая.2008.Божественное опьянение. Священная виноградная лоза, дающая вино, напиток богов, отождествлялась в древних традициях с райским Древом Жизни (которое часто изображали в виде лозы).

Edwin Deakin Grapes and Architecture 1908 г.

Виноградная лоза постоянно использовалась в качестве декоративного мотива в религиозном искусстве и архитектуре. Ее можно найти на древних христианских саркофагах, на фресках в римских катакомбах, на византийских мозаиках и средневековых витражах и каменной скульптуре.

Школа Лизы Чёрной

Виноград

Виноград — символ плодородия, изобилия и богатства. На папирусе
Карта Виноград Ключевые слова опьянение, отравление, алкоголизм
Христос Виноградная лоза. XIX в., икона на стекле. Трансильвания.

Виноград

Виноград — один из самых древних солнечных символов плодородия, изобилия и богатства. Со временем безупречную репутацию виноградной лозы еще упрочила христианская традиция, сделавшая ее эмблемой духовной жизни, спасения и возрождения. С вином же, произведенным из винограда, дело обстоит значительно сложнее. С одной стороны, вино, развязывающее языки молчунам и лицемерам, выдающим во Хeйелю свои тайные мысли, выступает символом истины.

Подтверждение тому можно найти и в латинском афоризме: «Истина — в вине» и в русской поговорке: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Помимо этого значения, вино рассматривается как аллегория радости и веселья, крови и жизненной силы, исцеления и преображения. Однако вино является также символом ложной жизни и греха, поскольку злоупотребление опьяняющим напитком приводит к освобождению животной природы человека, пробуждая в нем самые темные и низменные инстинкты.

В мифологии древних вино часто ассоциируется с кровью. Египтяне, например, верили, что виноград наливается соком, забирая кровь у мертвых, захороненных в земле. Плутарх писал о египетских жрецах Амона в Гелиополисе следующее: «Проливая вино на алтарь, они представляли его как кровь своих врагов». Вино играло роль жертвенной крови и в ритуалах орфеотелестов (жрецов-орфиков).

В египетской мифологии богом-покровителем виноградной лозы, олицетворявшей изобилие, богатство, довольство и веселье, выступает Шаи, в греческой — Дионис, в римской — Бахус или Вакх. В библейских мифах лоза предстает уни-версальной эмблемой земных плодов, символом Земли Обетованной и знаком богоизбранного народа.

В религии народов древнего Востока вино знаменовало божественное благословение, а в греческом культе Диониса оно служило символом мистического союза с этим богом. Такое же единение человека с богом наблюдается и в христианской традиции, где вино символизирует кровь Христову.

Смысл церковного таинства евхаристии (причащения) раскрывается в следующем высказывании Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56). А вот в исламе отношение к вину совсем иное. Пророк Мухаммед запретил своим последователям пить вино, поэтому у мусульман оно является одним из символов греха.

Виноград в христианстве рассматривается прежде всего как эмблема спасения и возрождения, поэтому виноградная лоза изображалась на древних христианских гробницах, на фресках римских катакомб и, позднее, на церковных витражах. Как символ истины, виноград намекает на истинность учения Христа. Это видно из метафорического сравнения, приписываемого Христу апостолом Иоанном: «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1).

В средневековой христианской иконографии встречается изображение Спасителя, преклонившего колени в винном прессе. Это изображение иллюстрирует высказывание св. Августина, уподобившего Христа «грозди винограда, положенной под пресс». Вытекающий из-под пресса виноградный сок, ассоциирующийся с кровью Христа, олицетворяет в данном случае Гнев Господень.

Читать еще: Боль в кистях ноющая боль

Вышеприведенная метафора Христа, отождествившего себя с виноградной лозой, в свою очередь, иллюстрируется в христианской иконографии особым видом креста — крестом «виноградная лоза».

Виноградная лоза — атрибут католических святых Венсенна, Викентия Сара-госского и других покровителей виноградарей. Последние во время сбора урожая торжественно подносят изваяниям этих святых самые первые спелые гроздья.

В изобразительном искусстве праздники сбора урожая винограда нашли отражение еще с античных времен. Наиболее популярны были греческие изображения праздничных процессий во главе с Дионисом, окруженном толпой козлоногих сатиров.

Художники эпохи Возрождения наделяли виноградной лозой старика Ноя, поскольку она была самым первым растением, посаженным Ноем после Всемирного потопа. Иногда они изображали библейского пьяницу сидящим обнаженным в беседке, оплетенной виноградной лозой.

Негативную символику алчности и пьянства передают венки из виноградных листьев и гроздей, возлежащие на голове римского Бахуса и его вечно пьяного пузатого собутыльника Силена. В том же значении этот атрибут сопутствует персонифицированному Чревоугодию. Однако у аллегорических фигур Осени и Золотого века виноградная лоза с тучными гроздьями ассоциируется с плодородием, изобилием и богатством.

В геральдике виноградная лоза, выступающая лишь как «говорящая» эмблема, либо входит в состав гербов, либо обрамляет гербовый щит тех городов, областей и республик, где развито виноградарство. Так, в гербе города Изюма изображены три виноградные кисти, «показующие самое именование сего града, и что плод сей круг сего града рождается»1, а в гербе Чугуева виноградная гроздь и два виноградных листа свисают со шпалеры.

В советской геральдике виноградная лоза украшала гербы южных республик — центров виноградарства: Молдавии, Грузии, Армении и Туркмении.

В истории с глубокой древности самой доходной отраслью сельского хозяйства было виноделие. Виноград выращивали в Египте, Малой и Передней Азии еще с IV тыс. до н.э. В период античности культивировалось около 150 сортов винограда, приспособленных к различным почвам и условиям климата.

В Элладе и Риме потребление разбавленного и охлажденного вина было очень велико. Даже рабам ежедневно выдавалось до 600 мл легкого вина вторичной выжимки, а квалифицированные рабы-виноградари ценились впятеро дороже, чем обыкновенные рабы земледельцы.

Во время праздничного застолья, сопровождавшегося музыкой, песнями и танцами, употребление лучших сортов вина было связано с древними обычаями. Совершив благодарственное возлияние богам, полагалось выпить за здоровье всех присутствующих, а также отсутствующих на пиру родственников и друзей.

Виноградная лоза

Один из древней­ших символов плодо­родия и изобилия, жизненной силы и жизнерадостности.

Изображение лозы и ее ветвей указывает на Христа и Церковь: «Аз есмь лоза, вы же рождие».

Лоза с гроздьями винограда или птицы, клюющие гроздья, указывают на центральное таинство Церкви – Евхаристию: люди или клюющие гроздья птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми.

В Ветхом Завете виноградная лоза, принесенная посланцами Моисея из земли Ханаанской – символ Земли Обетованной.

В Новом Завете – символ рая, земли, обетованной тем, кто причащается Телу и Крови Христовой.

Сок винограда напоминает человечес­кую кровь. В мистериях виноград являлся символом похоти и разврата. Гроздь ви­нограда представляла фаллический символ. Но виноград рассматривался также и как символ солнечного духа – вдохновителя божественного энтузиазма.

Виноград считается народной, бытовой эмблемой в странах традиционного виноделия – Испании, Португалии, Франции, Греции. Но он никогда не использовался в этих странах в официальной – государственной или религиозной — геральдике.

Все три элемента растения – лоза, гроздь и листья – изоб­ражены на гербах Грузии и Армении.

Добавить комментарий